Уникальная методика обучения плаванию взрослых европейского плавательного сообщества «MEVIS».
Более 20 лет мы используем в обучении плаванию взрослых специально разработанную методику. Она учитывает специфику обучения взрослых, психологические трудности, с которыми тренеру и ученику приходится сталкиваться в обучении.
В результате многолетней практики, совершенствования авторской методики в Европейском плавательном сообществе MEVIS был получен европейский патент на методику обучения (немецкий патент Nr. 20.2013.103.012.0).
Уникальность методики в том, что впервые было освоено на практике обучение плаванию взрослых в группе. Ранее взрослых «с нуля» обучали только индивидуально, с соответствующими издержками в стоимости и затратах времени квалифицированного тренера.
Наши тренеры могут обучить практически любого, не умеющего плавать человека, от нуля до профессионального владения техникой плавания всего за 1 год. Навык плавания пожизненный – не пропадет со временем.
В нашей методике мы используем «формулы» по каждому из стилей плавания. Формулы — это разработанные и проверенные на практике тексты, которые ученик проговаривает «про себя» во время выполнения плавательных движений. Слова формул приводят центральную нервную систему пловца в правильную форму, позволяющую осуществлять согласованную работу мышц тела в воде. Использование таких формул (и это проверено на практике) в начале обучения позволяет гораздо быстрее искоренить страх перед водой.
Формулы делятся на три блока: прикладные, подводящие, профессиональные.
С помощью этих формул, каждый элемент профессиональной техники фиксируется в центральной нервной системе ученика и мышечной памяти.
С кем мы работаем?
Методика показала эффективность в возрастном диапазоне от 14 до 55 лет. В отдельных случаях (при хорошей физической форме ученика) и в более старшем возрасте. Мы начинали разрабатывать методику на базе бассейна спорткомплекса Лужники, количество обученных плаванию людей за 25 лет составило более 25.000 человек. Встречались и люди с ограниченными возможностями.
Какие проблемы решаем?
Избавляем от страха воды, обучаем базовым правилам поведения на воде, навыкам плавания разными стилями. Взрослых обучать труднее чем детей, в связи с наличием неправильных мышечных стереотипов, возможным негативом, связанным с водой и водоемами. Не каждому человеку понятно на уровне рефлексов, что вода может держать тело на плаву. Хаотичные и конвульсивные движения в воде приводят к быстрой усталости и могут спровоцировать несчастный случай.
Психологическая проблема
Страх перед водой есть у каждого, кто не умеет плавать. Чувство самосохранения доставляет некоторые препятствия при обучении. Страх приводит к заторможенности центральной и периферической нервной системы, ухудшает усвоение учебного материала.
Координационная проблема
Взрослый человек, не имеющий навыков плавания, плохо владеет своим телом в воде. Причем вне зависимости от своей физической формы (которая может быть и великолепной: у спортсменов других видов спорта).
— На уровне рефлекса сложно поверить в то, что тело может находится в воде и не тонуть.
— Непривычное, горизонтальное положение тела и дополнительный страх, (невозможность достать ногами до дна), отсутствие твердой опоры.
— Затруднение визуального контроля за положением тела в воде. Это приводит к ошибкам вестибулярного аппарата относительно положения тела.
Функциональная проблема
Как правило (за редкими исключениями) функциональная и общефизическая подготовка тела ученика недостаточна для успешного нахождения и целенаправленного перемещения в воде. Это может быть как слабая физическая форма так и хорошая физическая форма, но не соответствующая развитости тела в смысле гибкости в суставах, эластичности мышц, работы сердца и легких.
Методика позволяет преодолевать все эти проблемы. За 8-10 занятий в группе удается получить стойкий и очевидный результат по обучению. На это уходит первый месяц обучения.
В комплекс упражнений входят как традиционные упражнения, давно применяемые в тренерской работе, так и новаторские упражнения, внедренные руководителем клуба К.В.Воробьевым, рассчитанные на максимально эффективное восприятие навыков плавания взрослыми.
Этапы обучения плаванию по методике клуба MEVIS
Обучение основано на изучении разработанных формул (на каждый стиль плавания). Эти формулы помогают нервной системе ученика поддерживать правильное положение тела в водной среде. Пловец проходит по этим формулам весь путь — он начальной (прикладной) формулы до последней формулы, относящейся к профессиональному плаванию. На каждый способ плавания приходится от трех до восьми формул. В результате имеем результативный путь, рассчитанный на 12 этапов — 12 месяцев обучения.
Результат обучения: умение плавать профессионально всеми четырьмя основными стилями плавания, при том, что ученик в начале курса не умел плавать вовсе.
Эти 12 месяцев обучения можно разделить на три основных этапа.
ПЕРВЫЙ ЭТАП: начальное обучение плаванию
Это первые три месяца, когда ученики осваивают все способы плавания по формулам от №1 до №2.
НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, ФОРМУЛЫ
Стиль Брасс: № 1, 2, 3.
Стиль Кроль: № 1, 2.
Стиль Дельфин: №1, 2
Стиль на Спине: №1, 2.
Каждый из трех месяцев имеет несколько образовательных ступеней обучения.
Первый месяц, четыре ступени обучения:
Ступень 1: АДАПТАЦИОННАЯ
Ступень 2: ЦИКЛООБРАЗУЮЩАЯ
Ступень 3: ЦИКЛОСОЕДИНИТЕЛЬНАЯ
Ступень 4: ТРЕНИРОВОЧНО-ЗАКРЕПЛЯЮЩАЯ
Второй месяц:
Ступень 1: ЦИКЛООБРАЗУЮЩАЯ
Ступень 2 : ЦИКЛОСОЕДИНИТЕЛЬНАЯ
Ступень 3: ТРЕНИРОВОЧНО-ЗАКРЕПЛЯЮЩАЯ
Ступень 4: ФОРМУЛОСОВЕРШЕНСТВУЮЩАЯ
Третий месяц:
Ступень 1: ЦИКЛООБРАЗУЮЩАЯ
Ступень 2: ЦИКЛОСОЕДЕНИТЕЛЬНАЯ
Ступень 3: ТРЕНИРОВОЧНО-ЗАКРЕПИТЕЛЬНАЯ
Ступень 4: ФОРМУЛОСОВЕРШЕНСТВУЮЩАЯ
Второй этап, продвинутое обучение
Этот этап состоит из 6 месяцев обучения. Начинается с четвертого и заканчивается девятым месяцем. На этом этапе обучения увеличивается координационная и функциональная сложность учебного материала, освоение новых учебных формул, переход от прикладного плавания к функциональному.
После освоение базовых формул номер 1 и 2 происходит обучение по следующим формулам
Второй этап, продвинутое обучение, используемые формулы:
Стиль Брасс : №3, 4, 5, 6.
Стиль Кроль: №3, 4, 5, 6, 7, 8.
Стиль Дельфин: №2, 3.
Стиль на Спине: №2, 3, 4, 5.
К окончанию этапа (9-й месяц) ученики полностью осваивают профессиональные формулы во всех стилях.
Третий этап: профессионально-закрепительный
Последние 3 месяца обучения. Ученики переходят к закреплению навыков в условиях усталости. Если ученик способен в состоянии усталости поддерживать правильные плавательные движения — то можно считать, что рефлексы устойчивы и закреплены практикой. Предполагаются зональные нагрузки в широком диапазоне.
Задействуются все группы мышц, закрепляются ритмы дыхания. Повышается общий тонус организма, улучшается метаболизм.
К окончанию 12-месячного курса имеем профессионального пловца, владеющего четырьмя основными стилями плавания.
Дальнейшие занятия будут направлены на шлифовку техники, увеличение выносливости.
Для пловца, открываются широкие возможности: участие в заплывах на открытой воде, участие в любительских соревнованиях по триатлону, участие в открытых соревнованиях. Многие наши ученики годами тренируются в клубе MEVIS, мы вместе проводим тренировки на курортах, приглашаем специалистов для проведения мастер-классов, проводим прочие интересные мероприятия.
См. по ссылка: наши соревнования по плаванию